События в мире литературы

Главная /

«Людское клеймо» Филиппа Рота издано на русском

В краткой аннотации на сайте издательства «Иностранка» отмечается композиционное мастерство автора: «Напряжение, рождающееся в первых же эпизодах, неуклонно возрастает, странности персонажей постепенно проясняются, белые пятна в их судьбах стираются одно за другим. Наконец открывается и самая главная тайна героя, профессора Коулмена Силка, – человека яркого, если не сказать блестящего, — несправедливо обвиненного в расизме». Характеризуя это произведение на сайте удмуртского «Центра Чтения», Ирина Курс пишет: «Вещь сильная и заслуживающая самого внимательного прочтения. Своим настроением мне она напомнила полюбившийся роман Дж. Кутзее (кстати, недавнего нобелевского лауреата) “Бесчестье”. Советую прочитать оба». В центре романа — полная драматизма судьба профессора античной литературы Коулмена — светлокожего негра, с самого детства стремящегося стать своим в благополучном мире белых и таки сумевшего этого добиться. Вначале — сошедшим с рук обманом призывной комиссии в годы Второй мировой, когда Коулмен назвался евреем. Затем — женитьбой на белой женщине. Так вчерашний черный боксер превращается в белого профессора. Его «белизна» становится залогом успешной карьеры — уважаемого и любимого декана университета… Но судьбу обмануть невозможно, и она настигает и наказывает профессора-негра, которого неожиданно обвиняют… в расизме из-за одной-единственной шутки, отпущенной в адрес «цветной» студентки. Главный герой оказывается жертвой собственных комплексов и собственной скрытности. За иллюзорное, выстроенное на лжи «белое счастье» негр Коулмен расплачивается еще и горем, которое он принес в свою семью. И выходит, что человек, отрекающийся от своих корней, отрекается, прежде всего, от самого себя и тем подписывает себе приговор. Добавим, что в январе этого года журнал «Иностранная литература» за перевод романа Рота удостоил Леонида Мотылева почетного диплома критики. Режиссер Р. Бенгон поставил по роману одноименный фильм («The Human Stain», 2003) с Энтони Хопкинсом и Николь Кидман в главных ролях, в российском прокате получивший название «Запятнанная репутация». Филипп Рот — знаменитый американский писатель, лауреат Национальной книжной премии (1955), Пулицеровской премии (1998) и премии ПЕН / Фолкнер (2001). Он родился в Нью-Джерси в 1933 году в еврейской семье, предки которой перебрались в Штаты в конце XIX столетия. В годы его отрочества в доме было всего три книги, которые выдавались исключительно в качестве подарка захворавшим. Это, впрочем, не помешало родителям устроить будущего писателя и его брата в лучшие школы Ньюарка, после чего Филипп продолжил обучение вначале в Бакнелловском, а затем в Чикагском университетах. Окончив Чикагский университет, Рот до 1957 года преподавал литературу, рецензировал кинофильмы и телепрограммы для газеты «Нью рипаблик». С 1960-х гг. занимается преподавательской деятельностью. В 1969-м вышел в свет его роман «Болезнь Портного» («Portnoy’s Complaint»). А десятью годами ранее — первая книга Рота, «Прощай, Колумб» («Goodbye Columbus»), принесшая автору национальную книжную премию в области художественной литературы. Правда, именно «Колумба» стал причиной осуждения со стороны американских евреев, которым пришлись не по душе слишком откровенные описания сексуальных притязаний главного героя. Впрочем, шумиха вокруг «Колумба» оказалась сущим пустяком в сравнении с реакцией публики на публикацию «Портного». Рот написал этот роман от лица главного героя — молодого еврея, испытывающего сексуальные расстройства по причине «неустанной опеки» со стороны матери. На автора немедленно навесили ярлык извращенца, раввины обвинили его во всех смертных грехах, в том числе в клевете на веру. Случалось, и на улице били. В 1970-е произведения Рота становятся более претенциозными и честолюбивыми. В первую очередь, это относится к трилогии «Литературный негр» («The Ghostwriter», 1979), «Освобожденный Цукерман» («Zuckerman Unbound», 1981) и «Урок анатомии» («The Anatomy Lesson», 1983), повествующей о втором «я» писателя. Главный герой трилогии Натан Цукерман проходит нелегкий путь от перспективного молодого писателя до пресыщенной жизнью знаменитости. Эти книги, замечает в статье «Филипп Рот переписал американскую историю» Шейндл Кроль, «определенно представляют собой нечто среднее между литературой и настоящей жизнью». Второе дыхание у Рота открылось в 1995 году, с выходом в свет нового романа «Театр Шаббата» («Sabbath’s Theater»), главным героем которого является неистовый семидесятилетний старец Майкл Шаббат, противящийся очевидности того, что жизнь проходит. Это произведение стало своего рода сигналом о возрождении грандиозного таланта автора. «Людское клеймо» («The Human Stain», 2000) стало завершающей частью трилогии, созданной во второй половине девяностых и включившей в себя книги «Американская пастораль» («American Pastoral», 1997) и «Я вышла замуж за коммуниста» («I Married A Communist», 1998). Филипп Рот описывает политические, социальные и индивидуальные особенности американского общества в лучших традициях легендарного Джона Апдайка (John Updike). Всего Филипп Рот написал около тридцати произведений, из которых на русском, помимо «Людского клейма», были опубликованы «Болезнь Портного» и «Моя мужская правда» «Филипп Рот, несомненно, один из лучших англоязычных писателей современности, — утверждает писательница и журналистка Линда Грант (Linda Grant). — Его авторский стиль восхитит любого. К тому же, он затрагивает волнующие всех темы: разрушительную силу истории и сферу человеческой жизни, а это, своего рода, ответственность».


Меню

Счетчики