События в мире литературы

Главная / Литературные заметки /

Почему Латынина не пишет документальные книги

Еще Латынина рассказывала о лагерях уничтожения, организованных русскими военными в Чечне. Целые огромные братские могилы, полные мирных дагестанцев, похищенных спецназовцами ради выкупа и убитых, когда выкуп не был выплачен. Еще она рассказывала об Ингушетии, о президенте Зязикове. Враги президента Зязикова сидят в тюрьме, колени у них пробиты гвоздями. Жен врагов президента Зязикова насилуют на глазах мужей, если те не признаются в терроризме и преступлениях против человечности.

Латынина призналась, что не считает организатором терактов ФСБ. По ее мнению, она им просто попустительствует — общеизвестно, что почти все бесланские террористы были в розыске, но спокойненько жили в своих родовых селах, а некоторые были пойманы федералами, но потом отпущены. Один в тюрьме год посидел, другого ингушские присяжные оправдали.

Всего этого в новой книге Юлии Латыниной нет, ибо она, по ее собственному заявлению, писатель, а не журналист, газеты для нее только черновик. Видимо, поэтому, продолжает «Газета.RU», не пишет она документальную книгу — сенсационный нон-фикшн надо скрупулезно доказывать, собирать пуленепробиваемую фактуру, изрядно рисковать, и все равно потом затаскают по судам — и это еще в лучшем случае.

Вот уже много лет Латынина идет другим путем: она пишет романы. В экономических триллерах-детективах она описывает схемы ухода от налогов, способы наживать неправедно, отмывать нажитое и распиливать бюджеты с коррумпированными чиновниками. Книги ее не то чтобы все одинаковы, но похожи все невероятно: обязательно изменено название города, но за ним четко угадывается какой-нибудь Красноярск (в «Джаханнам, или До встречи в аду» — это Владивосток), обязательно населяется он смутно узнаваемыми персонажами, олигархами, прокурорами, полковниками ФСБ… Все фамилии изменены, все персонажи вымышлены, любое сходство автор, подмигивая, просит считать случайным. Обязательно в книге есть силовики, олигархи, схемы и длинные цитаты из китайского средневекового эротического романа «Цветок сливы в золотой вазе».

И на таком полигоне Латынина отрабатывает свои антисоциальные теории и сенсационную фактуру. В последней книге речь идет о грандиозном теракте — захвате Кесаревского (вымышленный краевой центр на Дальнем Востоке на границе с Китаем, ага) нефтеперерабатывающего завода группой чеченцев для того, чтобы выпустить в атмосферу скапливающийся на заводе сероводород и убить примерно полмиллиона жителей.

Латынина демонстрирует необыкновенную эрудицию. Во-первых, любую химическую, в том числе и нефтехимическую промышленность, уж в России точно можно превратить в оружие массового поражения переводом одной ручки. Вместо НПЗ мог быть, например, завод удобрений. Ее более ранние книжки можно было использовать в качестве начального учебника новорусских экономических схем, гринмейла и прочего. В более поздних она читает лекции о промышленном производстве.

Но при этом «Джаханнам» все же роман, авантюрный и, страшно сказать, приключенческий. Латынина опять выдает главные свои фантазии. Она невероятно любит деньги. Совершенно бескорыстно — ее восхищает сам метафизический процесс, когда две монетки трутся одна о другую, а из них выскакивает третья, и вокруг магическим образом появляются поля, мельницы, заводы, лепешки, старинные китайские вазы и схроны с оружием.

Вторая фантазия — типичный интеллигентский садомазохизм. Хрупкая рыжая барышня Юлия Латынина обожает насилие, тащится от мужчин, которые не задумываясь могут отрезать голову оппоненту, спецназовцам, которые крестом надпиливают пули, чтобы они получились саморасширяющиеся. Она их любит даже больше, чем хладнокровных «богачей с доброкачественными генами» (это, впрочем, цитата из другой интеллигентной журналистки), душащих врага деньгами и компроматом.

Но при всем при этом «Джаханнам», наверное, самая неудачная из ее книг.

Латынина была страшно увлечена. Ей надо было вылить ведро проклятий на ФСБ, ужасных типов, которым так нужно предотвратить теракт, что они готовы сначала его «понарошку» организовать. Ей надо было показать ужас провинциальных нравов России — губернатора, пьяного в хлам, его жену, которая правит краем через молодых любовников и ворует десятками миллионов, московские интриги окружения президента, основная цель которых — урвать побольше и перевести в офшор. Есть поистине потрясающие кусочки, такие, что аж плакать хочется. Вот, например, сцена с прокурором в казино: «Деньги у прокурора были с собой в зеленом полиэтиленовом пакете, и, более того, пакет был украшен стилизованным изображением корабля и надписью “Дальрыбтрест”. Владелец “Дальрыбтреста” Ванятка Сочин в августе переехал пополам старенькую “Мазду” с пассажирами, и, судя по размерам пакета, это обошлось ему недешево». Ей надо было показать организованную и сплоченную группу чеченских мстителей и мучеников за веру, которые проходят через этот бардак как нож сквозь масло, после чего вся эта шушера оказывается отвратительной сворой трусов, не готовых принять решение, но готовых пожертвовать пятью сотнями заложников, лишь бы понадежнее скрыть концы в воду.

На этом фоне, заключает «Газета.RU», роман как-то потерялся. Повествование перегружено, похожие одна на другую фамилии, недописанные персонажи — текст очень плотный, но не очень выстроенный, в конце концов, в этом случае роман — только рупор, способ передачи фактуры так, чтобы не затаскали по судам.



Счетчики