События в мире литературы

Главная / Литературные заметки /

Ударим по фене консультацией!

Описать его состояние можно следующим образом — это сплав иностранной лексики, обильно приправленный жаргонизмами ГУЛАГа или просто уголовной «феней», а «связующий материал» — густой отборный мат.

Причем, этот «коктейль» свойствен представителям всех без исключения социокультурных слоев включая студентов, школьников и даже обитателей детских садов. Пушкину впору перевернуться в гробу (хотя, как известно, острое словцо любил и он). Понимая, что нынешняя ситуация даже уже не кризисная, а после-кризисная, помочь «великому и могучему» решили ведущие в области культуры языка специалисты Удмуртского государственного университета. При поддержке Ученого совета и ректора УдГУ в Ижевске 1 сентября откроется научно-консультационный центр (НКЦ) «Служба языка», куда смогут обратиться все, у кого возникнут проблемы с речевой культурой.

Такие центры открываются сегодня по всей стране и, как говорят, успешно. Например, Служба языка под руководством профессора Стернина в Воронеже работает уже больше года. И количество обращающихся за квалифицированной помощью растет с каждым днем. В настоящий момент ижевская служба тоже работает: проводит консультации абсолютно бесплатно, «на правах рекламы». Однако в будущем служба будет платной, хотя и вполне доступной для рядового «носителя языка», озабоченного тем, как восполнить пробелы в собственном образовании. Для этого достаточно будет набрать номер и задать вопрос.

Всем известно, что ненормативное речевое поведение так или иначе влияет на имидж не только продавщицы универмага или офис-менеджера, но и руководителя предприятия, политика, чиновника. «Наш язык, наша речь — это лакмусовая бумажка, “паспорт”, из которого мы узнаем о человеке гораздо больше, чем из удостоверения личности гражданина, — уверена заведующая кафедрой стилистики и прикладного языкознания Надежда Кривова, организатор НКЦ “Служба языка”. — Человек может скрыть свое происхождение и социальное положение, может с большим или меньшим успехом играть роль некой рафинированной особы, принадлежащей к высшему свету, но стоит ему открыть рот и произнести пару – тройкуфраз, то моментально себя разоблачит».

Надежда Филипповна считает, что создание такой службы в Ижевске вполне оправдано и своевременно, и тому есть подтверждение: уже больше месяца в службу обращаются люди с интересующими их вопросами. Чаще всего спрашивают, как правильно говорить — свЁкла или свеклА, звОнит или звонИт, срЕдства или средствА, профЕссоры или профессорА, учИтели или учителЯ и т. д. Горожане сетуют на неграмотность рекламных щитов и интересуются, можно ли хоть как-то повлиять на заказчиков и распространителей рекламы. Сотрудники учреждений просят помочь грамотно оформить тот или иной документ. Консультанты службы, например, на днях отредактировали текст, который должен был звучать в президентском дворце. Или, скажем, такой любопытный случай. Принесли документ, связанный с уплатой налогов, в котором одна фраза звучала двусмысленно. С помощью справочников и словарей выяснили, что трактовка ее действительно может быть двоякой. В результате — дело в суде было выиграно.

Теперь дело за добровольцами, активистами и пропагандистами правильной живой речи. В первую очередь, борьбу нужно вести с речью кондукторов, чьим фразам позавидовали бы Ильф и Петров. Чего только стоят, к примеру, такие «шедевры»: «Ну, кто еще остался с деньгами?» или «Не толпитесь в заднем проходе, поднимайтесь кверху». Хотя, пожалуй, местные политики в этой области дадут фору и кондукторам. Однако они-то как раз от финансовой поддержки столь необходимой им службы и отказались. Чем еще раз подтвердили справедливость народной мудрости — «язык мой — враг мой».



Счетчики