События в мире литературы

Главная / Литературные заметки /

Путь в писатели — это длинный и темный коридор?!

«Дебют» является на сегодняшний день практически единственной литературной премией, последовательно и масштабно осваивающей целину российских пространств в поисках молодых литературных дарований. Родившаяся пять лет назад из кухонного разговора между прозаиком и драматургом Дмитрием Липскеровым и президентом Международного фонда «Поколение» Андреем Скочем, она выросла в настоящее культурное событие.

Открыл пресс-конференцию нынешний председатель жюри прозаик Евгений Попов, напомнивший, что в предыдущем году на соискание премии пришло без малого 40 тысяч рукописей со всей России и из-за ее пределов, заключил, что время беспредметных мечтаний прошло и настало время малых, незаметных, но важных и необходимых дел.

Председателя поддержал заместитель директора Института европейских культур при РГГУ Дмитрий Бак, заявивший, что премия выходит не только за пределы страны, но и собственно литературы, поскольку сегодняшний «Дебют» — это уже социальное явление. Лауреат Солженицынской премии, поэт Юрий Кублановский с философским пессимизмом заметил, что будущее поэзии не представляется ему радостным, но что решается оно именно сейчас: «Писать сегодня не легче, чем при коммунистах. Тогда враг был ясен и он был один, сегодня враг везде и повсюду, к тому же он незаметен». Впрочем, смиряя мрачный пафос, поэт добавил, что людей, пишущих стихи — совершенно бескорыстно, следуя лишь особой культурной функции организма, — меньше при этом не становится. Самый молодой член жюри, прозаик и сценарист Андрей Геласимов, продолжил философскую линию мэтра почти дзеновской сентенцией о том, что на премию приходят именно «неписатели», чей путь к «писателю» становится длинным туманным коридором, и что задача премии — сделать этот коридор если не менее длинным, то, хотя бы, более просветленным.

Мирное, созерцательное течение пресс-конференции прервало внезапное появление председателя попечительского совета премии Эдварда Радзинского, слегка ошеломившего собравшихся энергичным напором своего выступления. Выводя жанр конференции не только за пределы литературы и философии, но и нормативной лексики, знаменитый писатель потребовал немедленного и безоговорочного одухотворения всех дебютантов, пригрозив в противном случае покинуть премию: «На мои выступления приходят 14-летние мальчики и девочки, спрашивающие о Библии и Шестове, – где же они?». На что Евгений Попов резонно отвечал, что вопрошают читатели, тогда как на премию «Дебют» пишут писатели.

Надо сказать, что в предыдущие годы премия действительно вызывала много вопросов и нареканий своими пугающими номинантами с их прозой о колдунах-вуду и депутатах-зомби. Однако состав нынешнего жюри (по правилам премии, его состав ежегодно полностью обновляется), в которое вошли, помимо Евгения Попова, Андрея Геласимова, режиссера и сценариста Александра Адабашьяна, драматурга и сценариста Виктора Славкина, такие харизматические фигуры, как поэт Юрий Кублановский и пушкинист Валентин Непомнящий, заставляет надеяться, что, продрейфовав над пропастями постмодернизма, премия решительно выезжает на светлую дорогу государственности, социальности и духовности. «Мы хотим найти в современной жизни иной позитивный образ: молодого героя нашего времени. Мы считаем, что большая национальная идея родится не в штабах пиарщиков, а как и прежде, в великой русской литературе», — заявляет в своем информационном письме Андрей Скоч.

О том же говорит и нынешний перечень номинаций. К традиционным — крупная проза (роман, повесть), малая проза (рассказы, эссе), поэзия (стихотворения, поэмы), драматические произведения), публицистика (статьи, очерки, репортажи, эссе) — в этом году прибавились еще две: киноповесть и литература духовного поиска. О них рассказала координатор премии, прозаик и критик Ольга Славникова. Номинация «Литература духовного поиска» поощряет молодых литераторов, ставящих перед собой глубокие бытийные и религиозно-философские вопросы. В ней участвуют все жанры, от стихов до научных работ. Что же касается номинации «Киноповесть», то она введена в 2005 году в виде эксперимента и отражает желание организаторов вернуть в кино ту добротную литературную основу и всенародность, которая отличала советское кино. В номинации «Публицистика» конкурс этом году проводится под двумя девизами: «Кавказ, любовь моя» и «Большая страна». Жюри надеется на появление настоящей, без оглядки на руководство и спонсоров, неподцензурной журналистики и поощряет проявление подлинной нравственности и патриотизма.

О своем желании принять участие в работе премии «Дебют» заявила «Илья–Премия», которая в этом году также отметила свое пятилетие. Учрежденная в память о трагически погибшем талантливом юном поэте и философе Илье Тюрине, она изначально поощряла творчество на стыке философско-религиозной эссеистики и поэзии. Партнерство «Илья-Премии», которая ориентируется на молодежь, но, в отличие от «Дебюта», не имеет строгого возрастного ценза, говорит о стремлении организаторов к повышению общего уровня дебютантов. По итогам этого своеобразного союза «Илья–Премия» намерена публиковать работы эссеистов-победителей в ежегодном альманахе «Илья» (электронная версия — на сайте «Дом Ильи»). На пресс-конференции в ЦДЖ выступила президент Фонда памяти Ильи Тюрина Ирина Медведева.

В этом году увеличен и призовой фонд «Дебюта». Победители по всем номинациям получат право заключить с Международным фондом «Поколение» издательский договор с эксклюзивным гонораром 3 000 долларов

Еще в прошлом году Андрей Скоч говорил о необходимости создания на основе премии клуба, который помог бы объединить талантливую пишущую молодежь всех регионов и провинций страны: «К нам идет целое поколение, и работать мы будем со всем поколением». О клубе «Дебют», отделения которого создаются в десятках российских городов и который уже сегодня насчитывает более 15 тысяч членов, говорила на пресс-конференции и координатор премии, прозаик и критик Ольга Славникова. Уже сегодня клубом подготавливается система заочных семинаров, региональных литературных чтений и других творческих акций.

Все это позволяет надеяться на то, что премия «Дебют» действительно обретает новое лицо и цитируемые ниже слова из информационного письма идеолога премии Андрея Скоча, не останутся только словами: «Мы больше не можем позволить себе закапывать дарования в землю. Они нужны все до одного, чтобы поднимать страну. Иногда моя Родина напоминает мне сумасшедшего фермера, который, вырастив поле пшеницы, затаптывает большую часть урожая, чтобы потом кормиться с остатков. Урожай дарований, который каждый год собирает премия “Дебют”, больше не пропадет».



Счетчики