События в мире литературы

Главная / Литературные заметки /

Издан «Словарь языка Агафьи Лыковой»

Поэтому трудно переоценить значение такой уникальной книги, как «Словарь языка Агафьи Лыковой», о презентации которой, состоявшейся на днях в литературном музее Красноярска, рассказывает Эдуард Русаков на страницах «Красноярского рабочего».

Автор книги — Галина Толстова, аспирант Красноярского педуниверситета и ведущий специалист краевого краеведческого музея. Составленный ею словарь представляет лексику письменной речи легендарной таежной отшельницы-старообрядки Агафьи Карповны Лыковой и включает в себя общенародные, диалектные и семейные слова и выражения.

Как призналась Галина Александровна, на «лыковскую тему» ее вывела художница Эльвира Мотакова, хорошо знавшая Агафью. Не случайно рисунки Мотаковой, сделанные с натуры, стали, наряду с многочисленными фотографиями, иллюстрациями к этой книге. Помогли автору в работе над книгой и писатель Лев Черепанов, и врач Игорь Назаров, и директор Минусинского краеведческого музея Людмила Ермолаева, и юные члены спортивно-краеведческого клуба «Ермак». Поблагодарила она за поддержку и редакцию газеты «Красноярский рабочий».

На презентации выступила научный руководитель этого издания профессор Красноярского педуниверситета Людмила Самотик.

 

«Семья Лыковых — это семья русская, сохранившая исконно русские основы культуры и быта

, — подчеркнула Людмила Григорьевна. —

Мы часто осуждаем старообрядцев, а ведь именно у них можно встретить и естественную охрану жизни, и селекцию растений, и, что особенно важно, сохранение души. А душа сохраняется в языке! Человек, выросший вне человеческого общества, теряет язык, речь, может даже сойти с ума. Так что Маугли в принципе невозможен, человек — существо социальное. И у младших представителей семьи Лыковых были предпосылки к потере речи — в результате отсутствия речевой практики. Но Агафья была грамотная, воспитана на старинных книгах, много читала. И в словаре это отражено».

«Нам часто внушают

, — продолжала Людмила Самотик, —

что человек — существо низменное, особенно русский человек. И вот — простая русская крестьянка, выросшая в таких суровых условиях, — а какой у нее богатый духовный мир! У Агафьи острое мышление, адекватное отражение мира, удивительная нравственная высота. Ведь она существует на грани выживания — а думает о возвышенном, о Боге, у нее высокие духовные запросы. И все это видно в словаре. Особая прелесть языка Агафьи в том, что она сохранила культуру старинной письменной русской речи — и это в семье, где и говорить-то было не с кем! Язык семнадцатого века послужил основой для письменного языка в двадцать первом веке — это, конечно же, уникально, такого нет нигде…»

При составлении словаря Галина Толстова использовала не только письма Агафьи Лыковой, но и случайные ее записки, и даже подписанные ею командировочные удостоверения.

Автор намерена продолжить свою исследовательскую работу. Следующий словарь будет основан на устной речи Агафьи.



Счетчики